Saturday, January 10, 2015

Адам

Размышляя о жизни и судьбе Адама и его жены, первого сотворенного человека, обнаруживается много интересных идей и вопросов, которые стоит задать и попробовать ответить.

Понимал ли Адам смысл сказанной ему Богом заповеди о смерти?
Была ли смерть в Эдеме до грехопадения?
Был ли Адам мудрым человеком?
Почему у человека не было детей в Эдемском саду? Почему Адам не вкушал от древа жизни, хотя это было позволено?
Какого рода знания так желали первые люди?
Почему Адам не умер до заката солнца нарушив заповедь?
Когда Адам впервые встретился с Богом после изгнания из сада?
Почему у жены не было отдельного личного имени до грехопадения?
Почему Бог сотворил только двух человек, а не десять?

Согласитесь, было бы неразумно Богу давать Адаму заповедь смысл, которой непонятен для него? Есть ли смысл в такой формулировке?

"И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, @#$%^%%^&^&^^%$#." (Быт2:16,17)

Нет, но Бог сказал מות תמות "смертию умрешь". Это означает, что Адам должен был понимать суть сказанного и осознавать значение смерти. Так была ли смерть в Эдеме до грехопадения, чтобы Адам мог понимать смысл заповеди? Да, смерть была в Эдемском саду.

"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так." (Быт.1:27-30)

Растения были назначены в пищу всем обитателям земли. Смерть растений, употребляемых в пищу была реальной смертью, существовавшей в Эдемском саду. Сад также нуждался в уходе, именно из-за того, что растения были подвержены смерти.

"И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его." (Быт.2:15)

Совершенство сада было в том, что в нем не было смерти личностей. Растения не имеют самосознания, а, следовательно, не являются личностями, хотя являются живыми существами.
Задача Адама в осознании заповеди было в том, чтобы представить смерть личности, видя смерть не-личностей - растений или плодов, сорванных с дерева. В Быт 2:17 Бог дал заповедь Адаму с обетованием смерти, и, как я понимаю, в Быт 2:21 Он объяснил Адаму что есть смерть, объяснил реально - проведя Адама через смерть и воскресение.

"И навел Господь Бог на человека крепкий сон [читай "смерть"]; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку." (Бытие 2:21,22)

Многократно значение слова сон в Писании относится к физической смерти. Например, слова Иисуса о физической смерти Лазаря:


"Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его ... Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном" (Ин 11:11)

Пройдя смерть и воскресение Адам нес полную ответственность за полностью осознанное исполнение заповеди, поэтому первый грех назван грехом Адама, а не Евы. Ева не имела полноты понимания последствий нарушения заповеди.

Косвенные подтверждения смерти Адама. Первая рана первого Адама пророчествует о последней ране последнего Адама. Обоим рана была нанесена после смерти, смерти невинного человека, для того чтобы через эту смерть и рану Адам (оба) получили жену.

Однако, можно ли назвать Адама мудрым человеком? Разум и мудрость - это все таки разные вещи.

"Начало мудрости - страх Господень; разум верный у всех, исполняющих [заповеди Его]. Хвала Ему пребудет вовек." (Пс.110:11)
"Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу." (Прит.8:13)

Чтобы иметь мудрость, Адам должен был иметь страх Божий. Чтобы иметь страх Божий Адам должен был ненавидеть зло. Мог ли он ненавидеть то, чего он не знал? Боялся ли он Бога до падения?

"Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся."(Быт.3:10)

Адам, вероятно, не имел страха Божьего и мудрости, однако обладал обширным разумом, чтобы начать приобретать мудрость.

"К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости [у] [него] нет разума." (Прит.17:16)

В своей первозданности человек действительно был неискушен и наивен в чистом и искреннем смысле.

Адаму были даны разрешительные и одна запретительная заповеди:
плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю,
обладайте землей, и владычествуйте
растительность вам будет в пищу
возделывайте сад и храните его
не вкушай от дерева познания добра и зла

Адам должен был проявить верный разум в исполнении всех данных заповедей. Первая заповедь, которую не исполнил (нарушил?) Адам - это "плодитесь и размножайтесь". Вначале Адам исполнял все заповеди, кроме первой. В Эдемском саду не было детей. Перед Адамом были животные, которые начали размножаться и приносить потомство. Через это, в том числе, Бог показывал путь к исполнению заповеди. Будучи в совершенных телах было достаточно одной близости между Адамом и женой, чтобы было зачато дитя. Если бы дитя было хотя бы зачато (не то что рождено), сюжет всей истории был бы совершенно другим. Промедление Адама в исполнении этой заповеди могло оказать катастрофическое воздействие на жизнь Адама и жены. Если Адам и жена были одной плотью, то почему они не были вдвоем постоянно? Были ли их отношения идеальными? Почему они гуляли в саду порознь? Не было ли размолвки между ними в связи с интимной близостью и вопросом детей?

Я полагаю, Адам хотел получить знание о том, что такое жизнь и откуда/как она происходит. Этот вопрос, вероятно, обсуждался с Евой и, возможно, был преткновением для Адама поступить по вере и приступить к Еве, чтобы зачать жизнь не зная технических деталей. Такое отношение могло беспокоить Еву, которая хотела детей и искала ответа на вопрос Адама, чтобы удовлетворить его позицию и начать исполнение первой заповеди "плодиться и размножаться".

Видно, что следующие признаки поддерживают это предположение. Во-первых, в искушении Евы немалую роль играет соблазн знанием (предположительно знание тайны жизни). Во-вторых, в наказание за грех Бог проговорил Еве именно в сферу деторождения, неправильное отношение к которой, вероятно повлияло на решение согрешить. В-третьих, после падения мужчины утратили, в большей мере, контроль над своей сексуальностью осознав наготу, из-за того, что Адам медлил и слишком удерживался от исполнения первой заповеди, возможно, желая прежде понять (знание), а потом исполнить. В-четвертых, первый шаг в сторону искупления человека был завет с Авраамом, знак которого было обрезание, то есть знак укрощения/подчинения Богу сексуальной сферы. В-пятых, Мессия не имел отношений и не имел детей, как знак полной жертвы Богу (Себя и будущего в этом мире) (такая жертва носит позитивный смысл, напирмер, Бог повелел об этом Иеремии). В-шестых, евнухам даны специальные обетования благословения (Ис: 56: 4-5). В седьмых, Соломон в притчах обстоятельно и непропорционально много говорит о сексуальной чистоте как о главном выражении страха Божьего, будучи сам рожденным от нечистых отношений.

После известных событий и нарушения запретительной заповеди проклятие смерти вступило в свои права. Как умер Адам в тот же день после вкушения запретного плода?
Если определять жизнь как личное единение с Богом, познание Бога, то Адам утратил эту близость с Богом в тот же день. Грех, разделивший человека с Богом, также разделил все последующее человечество с Богом, войдя в ДНК, в гены Адама и изменив/изуродовав его.

"Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (Иоан.17:3)

Духовная смерть последовала почти мгновенно. Физическая смерть наступила гораздо позже.
Бог сказал מות תמות "смертию умрешь". Повторение корня слова "смерть" дважды передает несколько смыслов. Лингвистически/поэтически  - это усиление, подчеркивающего неминуемость и неизбежность смерти, что переведено в некоторых случаях как "непременно умрешь". Духовно - это можно соотнести с двумя смертями Адама - духовной и физической.

Духовной смертью Адам умер в тот же день по физическому измерению.
Телесной смертью Адам умер в тот же день по пророческому измерению, прожив 930 лет.

"Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день." (2Пет.3:8)

Как же тяжело Адаму было все жизнь осознавать последствия своего греха! Как современный верующий помнит ужас "прошлой" жизни без Бога, так Адам помнил совершенство прошлой жизни с Богом и уродливость греховной настоящей жизни. Он видел как его дети и потомки убивали друг друга и развращали всю землю. Адам страдал в своей душе всю жизнь. Он и его потомки заболели смертельной болезнью греха, от которого не было лекарства... Адам умер, и примерно через 730 лет Бог убил все его греховное потомство, кроме семьи Ноя. Адам и допотопное человечество тысячи лет находились  в темнице духов, без надежды на избавление от смерти и исцеления от греха.

"...потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды." (1Пет.3:18-20)

Адам в числе первых вышел встречать своего Господа, Избавителя, Который принес Себя в жертву за грех Адама и его потомков. Это была первая встреча Адама и Евы с Богом лицом к лицу после Эдемского сада. Язык людей не сможет описать чувства, бывшие в этой встрече...

Возвращаясь к Эдемскому саду мы видим, что жена, извлеченная изнутри Адама, не имела собственного имени до греха и была одной плотью с мужем. Отсутствие имени могло указывать на то, что даже их личности были слиты воедино. Такое единство имеет поразительное сходство с единством Сына Божьего и Духом Святым.

"И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.... И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. (Быт.2:18,20)
" И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек" (Иоан.14:16).

"Другого Утешителя" также можно перевести как "Помощника подобного Мне". Первый Адам и последний Адам (Иисус,1Кор.15:45) имели помощника, подобного им.  Дух Святый также назван Духом Христа (1Пет.1:11, Рим.8:9)

No comments:

Post a Comment

Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!
Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя!
Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!

!