Saturday, October 10, 2015

Неверие Иоанна

29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира.
30 Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня.
31 Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.
32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.
33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.
34 И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.
35 На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
36 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
37 Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.
38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, - что значит: учитель, - где живешь?
39 Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.
40 Один из двух, слышавших от Иоанна [об Иисусе] и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
(Иоан.1:29-40)

22 После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.
23 А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились,
24 ибо Иоанн еще не был заключен в темницу.
25 Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении.
26 И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.
27 Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать [на] [себя], если не будет дано ему с неба.
28 Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.
29 Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.
30 Ему должно расти, а мне умаляться.
31 Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех,
(Иоан.3:22-31)

14 Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?
15 И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.
(Матф.9:14,15)

10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан [под стражу], удалился в Галилею
13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,
(Матф.4:10-13)

1 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их.
2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих
3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?
4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:
5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;
6 и блажен, кто не соблазнится о Мне.
7 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
8 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.
9 Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.
10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.
12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,
13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.
14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти.
15 Кто имеет уши слышать, да слышит!
(Матф.11:1-15)

16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.
17 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.
18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.
19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.
20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.
21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю [дня] рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, -
22 дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;
23 и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.
24 Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.
25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.
27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.
28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.
29 Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.
(Мар.6:16-29)

***

Большинство комментаторов Библии считают Иоанна Крестителя успешным служителем, который полностью выполнил свою миссию. Однако, мало кто из них обращает внимание на «неудобные» факты в его биографии и мало говорит о них.
На мой взгляд Иоанн выполнял Божью волю и нес Богоугодное служение лишь до того времени как он сказал: «Вот Агнец Божий!». После этого начинается конфликт между Иоанном и Богом.

Иоанн очень сильно держался за свое служение и авторитет, гораздо сильнее чем за Бога, Слова Которого были в его устах, как в устах истинного пророка. Он нес служение в духе Илии. Вспомним же здесь о слабостях Илии и неверии Богу и ропоте под можжевельником, после которого его служение фактически было передано другим. Если сравнение с Илией уместно в положительном аспекте, к сожалению, оно уместно и в отрицательном аспекте.

Давайте зададим несколько неудобных воросов Иоанну, которые немного выявят проблему.

Почему Иоанн не принял крещение от Иисуса (или во Имя Иисуса), о котором он сам упомянул, говоря «мне надобно креститься от Тебя»? Неужели эти слова мимолетны, образны и легковесны?

Почему он продолжил «готовить путь Господу», когда Он уже пришел и уже идет по нему, а Иоанн продолжает «готовить» что-то уже за спиной Иисуса?

Почему он положил только малую часть, а не весь свой накопленный авторитет к ногам Иисуса и не сбросил с себя все титулы и не умалился для возвеличивания Иисуса став одним из его учеников наравне с рыбаками и мытарями?  Он ведь сам признал после, что ему надо умаляться, а Мессии расти. Одно дело говорить, другое делать. Делал ли Иоанн это?

Почему Иоанн продолжал иметь своих собственных учеников, которых он продолжал учить чему угодно... до того, что они спорили с фарисеями об очищении, вместо того, чтобы учить их об Иисусе, о Его Небесном очищении и крещении и быть гонимым фарисеями за Иисуса?

Был ли Иоанн узником за веру в Иисуса Христа? Или он был арестован властями как глава популярного народного движения, отдельного от Иисуса, чтобы не допустить возможного восстания?

Не означает ли в переводе с дипломатического языка на обычный то, что Иисус ответил на вопрос Иоанна, заданный из темницы через учеников: «Да, Я Мессия, но ты соблазнился обо Мне»?

Интересно, что в описании сцены, ведущей к казни Иоанна, сказано, что его голова стоит половины царства Ирода Антипы, который был четвертовластником. Под управлением Ирода находились земли, отданные Богом в наследие коленам Израиля:  Асира, Неффалима, Завулона и Иссахара. Символично, что в Писании озвучена цена жизни Иоанна, равная примерно двум коленам Израиля. Я допускаю, что в этом есть намек на масштаб служения Иоанна, если бы он присоединился к апостолам, а не строил свое царство.

Иисус, говоря об Иоанне, сказал о нем как о величайшем из рожденных женами, но не сказал о нем, как о том, кто родился в Царство Небесное. Я думаю, Иисус озвучил в этом достаточно печальный факт для Иоанна, который сам ограничил Бога в своей жизни.

No comments:

Post a Comment

Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!
Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя!
Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!

!