Египтянин? Еврей? Мадианитянин? Принц? Пастух? Скиталец? Идолопоклонник? Правоверный? Чужой среди своих? Свой среди чужих? Сирота?
Такой широкий диапазон вопросов задавал себе Моисей в течение 80 лет. Примеряя на себя все эти роли в течении долгого времени, живя ими, у него был глубокий кризис самоидентификации или самоопределения.
Отождествление с отцом - это самый базовый принцип самоопределения для сына.
Эта тождественность была разрушена как величайшая ложь в его жизни, когда Моисей узнал, что он из евреев. Кем он стал? Сиротой или отверженным родителями сыном. С тех пор его не оставляли мысли об отце, возможно, еще где-то живущему, размышления глубоко в его сердце... Все что он знал об отце - легло в его основу новой идентичности. Он был евреем!
Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,
(Евр.11:24)
Плотская ссора по поводу лжи о происхождении с приемным отцом-фараоном привела к тому, что Моисей потерял защиту и привелегии, положенные принцу. Это проявилось в том, что фараон хотел казнить Моисея за убийство египтянина. Будь тот в хороших отношениях с фараоном, ему бы это простили как принцу, несмотря на мотив поднять еврейский бунт. Однако, ссора с фараоном, отказ от египетской идентичности и плотская попытка спасти евреев из рабства привели к тому, что он вынужден был бежать из Египта, спасаясь от меча фараона.
Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд. (Евр.11:27)
В этом стихе, скорее всего говориться о той сфере, где Моисей действительно не убоялся гнева царского и оставил египетскую идентичность, предпочев страдать с братьями по крови. Здесь речь идет о ссоре с фараоном по поводу выбора идентичности Моисея, так как Исход 2 говорит, что за свою физическую жизнь Моисей испугался и оставил территорию Египта спасаясь от меча.
... не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле. И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской .... (Исх.2:14,15)
Также стоит упомянуть, что Моисей, скорее всего, имел возможность общаться некоторое очень короткое время с евреями рабами, которые поведали ему о Невидимом Боге, в которого верили они и их отцы. Этот неведомый Бог стал путеводной звездой для Моисея, как Бог его физического отца. Он выбрал этого нового Невидимого Бога в противоположность видимым идолам Египта, о которых он был научен всей премудрости египетской. Это был выбор его новой идентичности.
В земле Мадиамской он всртетил благочестивую семью потомков Ноя, потомков Авраама от Хеттуры, которая, возможно, была черной женщиной из потомков Куша, сына Хама. Мадианитяне явно имели более темную кожу и упоминания о них как о черных существуют в Библии.
Грустными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской.(Авв.3:7)
Моисей жил сорок лет среди чернокожих людей, которуе учили его преданиям Авраама о творении, грехопадении и истинном Невидимом Боге, в которого верили евреи. Он жил среди чернокожих людей, имея черную жену и детей метисов. Все это привносило новые конфликты в его самоидентификацию. Единственным прочным звеном, соединяющим и держащим его идентичность был Бог Авраама.
Кризис его идентичности виден из страданий его души от неприкаянности в этом мире, от статуса беженца и скитальца. Он выразил эти глубинные и важные для него чувства в именах сыновей.
и двух сынов ее, из которых одному имя Гирсам, потому что говорил [Моисей]: я пришлец в земле чужой; а другому имя Елиезер, потому что [говорил он] Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от меча фараонова. (Исх.18:3,4)
Моисей до встречи с Богом называл Его - Бог отца моего. Именно так Бог откроется ему впоследстви.
Я думаю, что кризис его самоидентификации достиг пика с возрастом Моисея. В 80 лет жизнь прожита, без отца и матери, без родины, умнейший человек и бывший принц пасет овец в чужой земле у людей чужой расы. Пик диссонанса?
Я думаю, Бог открывается Моиею именно в момент его глубочайшего переживания о смысле собственной жизни и отчаянной молитвы к Невидимому Богу Амрама и Авраама о помощи.
Когда Бог открывается Моисею в горящем кусте, то интересно увидеть особенный смысл том, как представился Бог Моисею и Моисей Богу. Не самое ли важное говорится о себе первым? Не от избытка ли сердца говорят уста?
И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.(Исх.3:6)
Мы читаем текст быстро, без пауз, но как я думаю, были паузы между фразами, дающие возможность осмысления. Бог представился Моисею вначале как Бог его отца - Амрама, того, о котором Моисей мечтал и думал всю жизнь как об основе своей идентичности. Бог этим почитает Амрама, не стыдясь назвать Себя его Богом и говорит в самую глубину сердца Моисея, исцеляя его раны и восстанавливая целостность его личности.
Отвечая Богу Моисей произносит слова, говорящие о его великой нужде - найти внутренний покой и свое место в Боге и вселенной.
Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?(Исх.3:11)
На протяжении всей последующий истории Моисея видно, что корень его идентичности даже не в еврействе, но только в одном Боге. Бог отца Моисея - его единственное внутреннее основание, которое было испытано, как и его Божественная новая идентичность.
Бог испытал новую идентичность Моисея в разных формах, но одной сути, поставив его перед выборами: Бог или уничтожение Египта, Бог или уничтожение евреев, Бог или уничножение мадианитян. Моией выбирал Бога во всех случаях, что проявилось в частичном уничножении егитпа казнями, помиловании евреев и геноциде мадианитян.
Моисей не прилепился к евреям ради отца, но только ради самого Бога. Ибо когда Бог во гневе предлагает уничтожить евреев и произвести народ от Моисея, то аргументом Моисея за евреев было не его еврейство, но святое Имя Бога. Он идентифицируется с Богом больше чем с евреями.
И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его. Но Моисей сказал Господу: услышат Египтяне, из среды которых Ты силою Твоею вывел народ сей, и скажут жителям земли сей, которые слышали, что Ты, Господь, находишься среди народа сего, и что Ты, Господь, даешь им видеть Себя лицем к лицу, и облако Твое стоит над ними, и Ты идешь пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном; и если Ты истребишь народ сей, как одного человека, то народы, которые слышали славу Твою, скажут: Господь не мог ввести народ сей в землю, которую Он с клятвою обещал ему, а потому и погубил его в пустыне. Итак да возвеличится сила Господня, как Ты сказал, говоря: Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода. Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе. И сказал Господь [Моисею]: прощаю по слову твоему; но жив Я, и славы Господней полна вся земля:...(Чис.14:11-21)
Еще одно испытание его новой идентичности было в повелении Бога произвести геноцид Мадианитян, среди которых он жил сорок лет. Моисей и в этом случае выбрал Бога, как ни ужасен был этот выбор.
И сказал Господь Моисею, говоря: отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдешь к народу твоему. (Чис.31:1,2)
Истребив мадианитян, включая женщин и скот, Моисей пощадил семейство Иофора и усвоил его в еврейский народ.
И сыны [Иофора] Кенеянина, тестя Моисеева, пошли из города Пальм с сынами Иудиными в пустыню Иудину, которая на юг от Арада, и пришли и поселились среди народа.
(Суд.1:16)
Итак, из сорока лет с египтянами, сорока лет с мадианитянами и сорока лет с евреями в пустыне Моисей выбрал вечность с Богом.
Saturday, February 6, 2016
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment
Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!
Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя!
Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!